Донорство в Советском Союзе |
Донорство крови в Советском Союзе.
В первое время применения метода переливания крови (20-е годы XX века), когда операция была ещё сравнительно редкой, донорами чаще всего были родственники или друзья больного.
Так, из трёх трансфузий, сделанных Б. Н. Шамовым в 1919-1921 гг., в двух случаях была перелита кровь родственников. В одном случае больному мальчику кровь (100 мл) была перелита от его матери, в другом (420мл) - от брата больной.
Поиски доноров среди ближайших родственников больного основывались в те годы не только на согласии донора дать свою кровь для переливания, но и на распространенном тогда мнении, что в этом случае реакция организма больного на трансфузию может быть выражена слабее.
В 1926 г. вопрос о кадрах доноров в пашей стране был поставлен на обсуждение Н.Н.Еланским в его книге «Переливание крови». Для решения этой проблемы Н. Н. Еланский и Э.Р. Гессе рекомендовали привлекать в качестве доноров - добровольцев ближайших родственников больного, а также студентов и медперсонал, которые из-за стремления помочь больному могут представить свою кровь. По мере накопления опыта стало выявляться все больше данных о том, что родственники больного далеко не всегда могут быть привлечены к даче крови прежде всего из-за групповой несовместимости.
Для иллюстрации можно привести пример, описанный С. И. Спасокукоцким. Больной нуждался в переливании крови для проведения операции по поводу заболевания желудка. С предложением дать свою кровь явилось 18 родственников больного, однако у всех кровь оказалась несовместимой по группе с кровью больного. Этот и подобные ему случаи, имевшие место при выборе доноров, заставляли думать и предпринимать практические шаги к созданию при лечебных учреждениях резервов доноров-активистов.
В Ленинграде в 1924-1926 гг. группы доноров-энтузиастов из медперсонала и учащихся, безвозмездно предоставляющих свою кровь для переливания, существовали при хирургической клинике профессора С. П. Федорова в Военно-медицинской академии и при хирургической клинике, руководимой профессором Э. Р. Гессе. Однако эти небольшие по численности коллективы доноров-энтузиастов не могли удовлетворить все возрастающую потребность в крови для ее переливания. Чувствовалась необходимость в организации планового донорства.
Последующие годы показали, что в нашей стране уже имелись условия для успешного развития донорства не путем превращения его в профессию, а на общественной основе. Примером этого может служить история организации донорства в Одессе. Здесь при хирургической клинике Одесского медицинского института, возглавляемой профессором В. Л. Покатило, в 1925 г. была создана специальная группа доноров-активистов (20 человек), так как использование в качестве доноров родственников больных часто было сопряжено с большими трудностями не только из-за групповой несовместимости, но и вследствие отказов родственников от дачи крови.
Успешному решению проблемы организации кадров доноров во многом способствовало создание в Советском Союзе первых в мире специальных научных и организационных центров по переливанию крови. Первым таким учреждением был Институт переливания крови (ныне Центральный ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт гематологии и переливания крови), открытый 1 марта 1926 г. в Москве.
Организация института переливания крови не только способствовала объединению разобщенных сил отдельных энтузиастов дела переливания крови в нашей стране, но и позволила приступить к плановому изучению многих научных и организационных вопросов без разработки которых заготовка и переливание крови не могли быть доведены до широкого круга медработников лечебных учреждений. Этому способствовало также издание первой официальной Инструкции по применению лечебного метода переливания крови, утвержденной Народным Комиссаром здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко 14 августа 1928 г. В инструкции указывалось, что метод переливания крови может быть широко применен в качестве незаменимого средства при ряде заболеваний и допускается в практику лечебной помощи. В ней излагались основные требования, предъявляемые к донору, и определялся максимальный объем крови, который не должен был превышать 1 % от массы тела донора (600 мл) и лишь для исключительно здоровых лиц мог быть повышен до 1,25% от массы тела донора.
Рассматривая кровь как «всеобщий посредник» между всеми тканями и органами в «жизнеобмене», Богданов полагал, что переливание крови от человека человеку способно решить большую задачу, чем простое восполнение от кровопотери, а именно - повысить жизнеспособность организма: «Обмен крови должен приводить к глубокому очищению и освежению организма, к освобождению организма от специфических вредных для него внутренних ядов. Далее, передача иммунитетов против разных болезней... Но, может быть, главным приобретением окажется положительное увеличение суммы элементов развития»
Главным препятствием на пути воплощения идеи обмена кровью Богданов видел господство индивидуализма, отсутствие должного уровня социалистического коллективизма.
Преодолеть эту проблему был призван созданный им Институт переливания крови, на базе которого развернулись первые опыты по обмену кровью между энтузиастами богдановской концепции Один из его сотрудников, академик А.А. Богомолец (1881-1946) писал: «Особое место в работах А.А. Богданова занимает проблема борьбы с изношенностью организма посредством «обменных переливаний крови»... Идея А.А. Богданова получила полное подтверждение в результатах исследований, проведенных им и его сотрудниками.
Поддерживая идею Богданова, Богомолец писал о «стимулирующем эффекте переливания крови». Кровь как разновидность соединительной ткани, по мысли Богомольца, вполне может быть омоложена.
Условием этого может стать так называемый «коллоидоклазический шок», то есть эффект повреждения белковых частиц, входящих в состав крови и клеточной плазмы в результате переливания. «Это дает возможность клеткам освободиться от состарившихся элементов клеточной плазмы».Сформулировав концепцию коллоидоклазического шока еще в конце 1920-х годов, Богомолец пропагандировал ее в своей книге 1939 года. Он ссылался на целый ряд успешных случаев лечения самых разных заболеваний - как глазных, так и инфекционных, - проведенных его коллегами докторами Архангельским, Зюковым, Медведевой, Марчуком..
В 1930-е годы идеи о роли переливания крови в деле омоложения организма становились все более непопулярными. Мысли о том, что естествознание является ключом к улучшению человека и общества, подверглись всестороннему порицанию. Наиболее известной страницей этой истории стала судьба евгеники в СССР.
|
|
|